Священное копье.
Дата: традиционно считается, что острие копья, которым был пронзен Иисус Христос во время распятия, существовало еще в 30 году н.э.; само же копье появилось лишь в VIII – IX веке.
Краткая характеристика: принадлежавшее властителям Священной Римской империи копье, острием которого было пронзено тело Иисуса Христа во время распятия. Средневековые правители, обладавшие этой святыней, были убеждены, что она дарована им божественной волей монарха или императора и исходит от самого Бога и Иисуса Христа.
Как выглядит: изготовленное из стали, железа и меди острие копья с отсутствующей рукояткой; его длина составляет около 20 дюймов. В середине копья имеется специальное эллиптическое отверстие, заполненное искусно вделанным в него железным стержнем; считается, что здесь находятся частицы гвоздей, которыми были прибиты конечности Иисуса во время распятия. Лезвие копья, расщепленное на две половинки, проходит внутри железной пластинки, которая удерживает их вместе; вокруг нее находятся серебряная муфта.и золотая манжета с надписями на них.
«Но, придя к Иисусу, как увидела Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.» (Евангелие от Иоанна, !9:33 — 34).
Римский правитель Понтий Пилат не сумел успокоить гнев пришедшей к его дворцу толпы, которая жаждала смерти Иисуса, и в конце концов поддался ее требованию. Его солдаты увели Иисуса на казнь; по дороге они встретили Симона из Киринеи, которого заставили присоединиться к процессии, сопровождавшей узника к месту казни, чтобы нести крест. По прибытии на Голгофу,

палачи предложили Иисусу выпить уксуса, смешанного с желчью, чтобы ему легче было перенести боль во время распятия. Иисус попробовал напиток, но пить его отказался.
Был девятый час, утра (по еврейскому счету — третий час; евреи считают часы не с 12 часов ночи, а с 6 часов утра). На всей Земле вдруг стало темно, и так продолжалось до 12 часов. Солдаты прибили гвоздями к кресту конечности Иисуса, так что его тело висело испытывая тяжесть собственного веса, претерпевая ужасные муки агонии. Рядом с ним были распяты еще два человека; над головой Иисуса солдаты поставили дощечку с надписью: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Евангелие от Матфея, 27:37). Проходившие мимо распятого Иисуса люди выкрикивали в его адрес различные оскорбления. «Если Ты Сын Божий, — кричали они, — сойди с креста» (Там же, 27:40). Точно так же над ним насмехались и проходившие мимо первосвященники, старейшины и фарисеи. Они говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Там же, 27:42 — 43).
В конце мучений, в 9 часов вечера, находясь в состоянии агонии, Иисус возопил громким голосом: «Или, Или! лама савахфани?», что означало по-арамейски: «Боже. Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Там же, 27:4б).
Тогда один из солдат взял губку, намочил ее в уксусе и, наложив на трость, дал Иисусу пить. После этого Иисус опять громко возопил и испустил дух. Согласно Евангелию от Матфея, «земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись…», и многие умершие воскресли.
Солдаты перебили ноги двум несчастным, распятым одновременно с Иисусом, чтобы ускорить их смерть, так как приближалась суббота. Однако когда они подошли к Иисусу, то увидели, что тот был уже мертв. Тогда один из римских воинов взял копье и пронзил бок Иисуса, и из его тела брызнула кровь и вода. Это копье, так же как и Священное копье, считается реликвией.

Священное копье, внутри которого находится священный гвоздь, которым во время распятия тело Иисуса было прибито к кресту, появилось лишь в VIII или IX веке. Эти копья иногда путают друг с другом; дополнительную путаницу в этот вопрос вносят дошедшие до нас из Х века записи, в которых копье, вонзенное в бок Иисуса, называется Священным.
Массовое почитание реликвий, связанных с мучениями Христа во время распятия, началось с легенды о Святой Елене — матери римского царя, основателя Византийской империи Константина. Корни ее уходят в первую половину IV века; именно в то время Святая Елена посвятила всю себя выполнению заповедей Христа. Будучи ранее язычницей, Елена развелась с отцом Константина, когда тот стал правителем территорий недавно разделенной на несколько частей Римской империи и ему понадобилось, чтобы его жена имела благородное происхождение; Елена стала последовательницей Константина в его пропагандировании христианства, которое последовало за его духовным пробуждением. Она совершила паломничество в Святую землю и дала средства на строительство нескольких церквей. После перенесения захоронений основоположников церкви в Святую гробницу в Гебре (Голгофа), явившуюся местом распятия Христа, там было сделано удивительное открытие — нашли крест, на котором был распят Иисус, и гвозди, которые были вбиты в его тело во время казни.
«Подлинный крест» и гвозди Елены были сохранены в церкви в Святой гробнице, причем в некоторой точке они соприкасаются с копьем, пронзившим бок Иисуса. Происхождение этого копья остается неизвестным*.
Все эти священные реликвии оставались в Гебре вплоть до 614 года, когда персидский царь Хосров II Парвез напал на Иерусалим и забрал с собой хранившиеся там сокровища — свидетельства крестных страданий Иисуса. Позднее копьем завладели византийцы, которые отправили его в царскую сокровищницу в Константинополе.
Византийцы первыми заявили свои права на владение копьем, которым пронзили бок Иисуса. Представители других народов также заявляли о своих правах на него, или на Священное копье; возникший спор привлек внимание многих людей, так как аналогичная проблема была характерна для всех реликвий, имевших отношение к крестным страданиям Иисуса, так называемым реликвиям прикосновения: в средние века люди дотрагивались до того или иного предмета, считавшегося подлинной реликвией, считая, что сила данной реликвии в этом случае обязательно должна перейти к ним.
Когда в 1204 году завоеватели разграбили Константинополь (четвертый крестовый поход), многие находившиеся в городе художественные произведения и сокровища были увезены ими в качестве награбленной добычи. Наряду со многими другими ценностями исчезли и священные реликвии, однако в 1492 году султан Баязет II подарил папе Иннокентию VIII копье, которое сегодня находится в Ватикане (в небольшой часовне внутри колонны Вероники — одной из четырех колонн, поддерживающих большой купол ватиканской базилики). Тем не менее точно неизвестно, является ли это копье тем, что много веков назад хранилось в Константинополе.
На страницах этой книги мы не будем приводить историю копья, относящуюся к УШ или IX веку, когда оно было воссоединено с острием, которое, как считается, принадлежит «Подлинному кресту», и стало почитаемым оружием; многие были убеждены, что оно делает непобедимым его владельца. Обладая этим копьем, воссоединенным с его священным острием, которое, предположительно, было взято из гробницы Святой Елены, правители вступали в сражение, убежденные в своей победе благодаря помощи божественных сил. Копье переходило от одного правителя к другому, и каждый из них считал, что обладание этой святыней является гарантом их права на суверенитет.
Одним из первых обладателей Священного копья (во время правления династии Карла Великого) стал король Рудольф Бургундский. Граф Самсон, советник итальянского короля Хьюго, в начале 920-х годов передал Священное копье Рудольфу в надежде на то, что тот низложит итальянского императора Беренгара и займет его место. Однако завладеть копьем жаждал германский правитель король Генрих I, который считал, что таким образом он обретет божественное право царствования и одержит победы во всех военных кампаниях. Через некоторое время король Рудольф Бургундский подарил копье Генриху I в обмен на дары с его стороны.
Таким образом это копье стало символом Германской империи и после смерти Генриха I в 936 году было унаследовано его старшим сыном Оттоном I Великим.
По прошествии трех лет в Германии началось вооруженное восстание, которое представляло немалую опасность для могущества Оттона. Сам Оттон не принимал участия в сражении, но постоянно наблюдал за ним, стискивая в руках Священное копье. Его войска сокрушили мятежников. Позднее королевство Ломбардия, правителем которого являлся Оттон, было осаждено иностранными завоевателями. Оттону, коронация которого произошла в 962 году, удалось отразить все атаки чужеземцев. Одержанная победа была связана с обладанием Священным копьем. О различных сторонах связи Оттона со Священным копьем поведал впоследствии миру итальянский историк Х века Льютпранд.
В конце XI века римский император Генрих IV завладел серебряной муфтой с надписью, укрепленной над железной полосой, которая использовалась для скрепления копья, лезвие которого было расщеплено на две части. Эта надпись воздавала должное наконечнику копья, связанному с именем Иисуса. По прошествии еще двух с половиной веков другой римский император Карл IV приказал сделать надпись на золотой манжете, которая должна была закрыть серебряную муфту. Эта надпись также воздавала должное Священному наконечнику, однако что касается копья, то оно было идентифицировано как копье, пронзившее бок Иисуса. Сегодня неизвестно точно, почему была сделана именно такая идентификация; можно сказать лишь то, что она была совершенно некорректной и неправильной.
В XIII веке папа римский Григорий IX назвал Священное копье «копьем Константина»; кроме того, он утверждал, что именно этим оружием римские воины пронзили тело Христа во время распятия. Связь копья с этим событием была отвергнута как недостоверная, однако она явилась одной из причин продолжения конфликта между Римом и Византием (позже он стал называться Константинополем)— Византий всегда гордился тем, что является обладателем Священного копья. Папа римский Григорий очень хотел как-то разозлить ненавистных ему византийцев.
Священное копье стало составной частью эмблемы Священной Римской империи, которая в более поздние века дополнялась крестом империи (Reichskreuz), короной (Reichskrone), яблоком (Reichsapfel) и скипетром (Szepter). В состав империи вошли территории французского и немецкого королевств, принадлежавшие им с 800 года, с момента коронации Карла Великого папой римским Львом Ш; просуществовала эта империя до 1806 года, после чего пришла в упадок благодаря «стараниям» Наполеона.
В XVI веке обладателями копья стали Габсбурги — королевская семья из Австрии. Династия Габсбургов высоко почитала копье, которое хранилось вместе с другими реликвиями Священной Римской империи (Reichskleinodien).
В 1938 году, накануне второй мировой войны, все эти реликвии вместе с украшенной драгоценными камнями австрийской короной и другими ценными произведениями искусства были специальным образом упакованы и перевезены в Нюрнберг для защиты от воздушных налетов. На протяжении всей войны ценности оставались в Нюрнберге; гитлеровцам так и не удалось заполучить их здесь. Сокровища в целости и сохранности пережили здесь войну, несмотря на воздушный налет на Нюрнберг Британских королевских воздушных сил в марте 1944 года. (Королевские вооруженные силы понесли самые большие потери в войне во время этого налета; возможно, такое странное совпадение некоторым загадочным образом связано с нахождением в Нюрнберге Священного копья.)
В 14 часов 2 августа 1946 года представители американской армии в сопровождении городских чиновников провели инспекцию упакованных ящиков, хранившихся в камере № 3 в нюрнбергской тюрьме. В камере находилось двенадцать ящиков, и в восьмом из них было найдено Священное копье. Вскоре после окончания второй мировой войны копье и другие спрятанные в Нюрнберге сокровища были в Вену.
Местонахождение в настоящее время: Музей истории искусства, Вена, Австрия.

* Эта легенда уходит своими корнями по крайней мере к VI веку, согласно свидетельству Рабулы Госпела, написанному им в Сирии в 586 году н.э. На одной из его миниатюр изображены распятые Иисус и два вора, а вокруг них — собравшаяся толпа палачей-солдат и любопытных зрителей. Слева от Иисуса один из римских солдат держит занесенное для удара копье.

Харвей Рахлин. Реликвии веков.

Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex Ruspace