Туринская плащаница |Тайны веков

Туринская плащаница

By adminmy | Август 19, 2015
Under: I, артефакты, реликвии, христианство
 
Туринская плащаница.
Дата: традиционно считается 30 год н.э.; согласно данным, полученным методом радиоуглеродного датирования, датой ее появления считается период с 1260 по 1390 год. В настоящее время научный анализ этой исторической реликвии продолжается.
Краткая характеристика: плащаница представляет собой кусок льняной материи, в который, как считалось на протяжении шести столетий, было обернуто и которым было укрыто тело Иисуса Христа после распятия. Результаты исследования образца ткани, полученные методом радиоуглеродного датирования, позволили получить большое количество интересной информации о том, что происходило с материей в середине XIV века. Несмотря на это открытие существует множество загадочных и необъяснимых моментов, связанных с плащаницей и имеющимся на ней изображением, поэтому многие люди продолжают верить в то, что это и есть «святая пелена» Христа.
Как выглядит: размеры плащаницы составляют около 4 м в длину и около 1 м в ширину; на лицевой и изнаночной стороне виднеются слабые негативные изображения распятого человека. Льняная ткань вышита «елочкой»; материя пожелтела от времени, и в некоторых местах имеются сожженные участки.
В первые же часы после распятия Иосиф из Аримафеитайный ученик Иисуса (Евангелие от Иоанна, 19:38) — отправился к Понтию Пилату и просил его разрешения снять тело Христа. Пилат, убедившись в том, что Иисус мертв, разрешил сделать это, и Иосиф направился на Голгофу с человеком по имени Никодим, который принес специальный состав из мирры и алоэ. Вдвоем они сняли с распятия тело Христа и отнесли его в ближайший сад, где была вырыта свежая могила. Точно неизвестно, как готовилось тело к погребению, хотя возможно, что Иосиф и Никодим, в соответствии с еврейскими традициями похорон людей, ставших жертвами пыток, постелили на дно могилы льняную материю, на которую и положили необмытое тело. (В то время как у евреев традиционно полагается обмывать тело умершего, тело жертвы насилия во время захоронения не обмывается.) Во время погребения были использованы принесенные благовония, хотя как это было сделано точно, из Евангелия неясно: тело могли надушить благовониями, просто побрызгав на него ими; благовония могли быть подожжены внутри могилы и могли куриться там, испуская свойственный им аромат; ароматическая жидкость могла быть нанесена на дно и стенки могилы непосредственно перед погребением тела; благовониями могла быть смочена или обрызгана сама льняная материя, в которую было завернуто тело, или же ароматическая смесь могла быть нанесена непосредственно на тело. Так как приближалась суббота, а в этот день евреям запрещается производить какую-либо подготовку к захоронению умерших (включая обмывание тела, его помазание, законопачивание всех отверстий, подвязывание челюсти, кистей и стоп, а также обертывание тела в материю или его одевание), а также из-за того, что тело Иисуса было очень сильно повреждено после тех мучений, которые ему довелось претерпеть во время распятия, Иосиф и Никодим произвели минимальную подготовку умершего к погребению; они лишь завернули тело в материю и в таком виде опустили его в могилу, которую прикрыли большим камнем и так оставили.
В Евангелии от Иоанна говорится о том, что на третий день после распятия ранним утром, когда еще не рассвело, Мария Магдалина пришла к могиле, чтобы увидеть тело Иисуса. Там она увидела, что камень отвален от гроба, и сразу же побежала звать на помощь двух учеников Христа. Все вместе они вернулись к могиле и обнаружили отсутствие тела в гробу. Ученики Христа опять возвратились к себе, а Мария Магдалина осталась стоять у гроба, горько плача. Через некоторое время она склонилась к гробу и заглянула внутрь его; там, на месте, где должно было находиться тело Иисуса, она увидела двух ангелов. Они спросили Марию, почему она плачет, и она ответила им: «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Евангелие от Иоанна, 20:13). Затем она повернулась и увидела стоящего перед ней Иисуса, но не узнала его. Он задал ей точно такой же вопрос, однако, думая, что перед ней стоит садовник, Мария воскликнула: «господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Там же, 20:15). Тогда Иисус обратился к ней по имени, и Мария наконец поняла, кто стоит перед ней, и произнесла слово «Учитель». В ответ на это Иисус сказал Марии: «…не прикасайся ко Мне, ибо Я еше не восшел к Отцу Моему». (Там же, 20:17). Он попросил Марию пойти к ученикам и рассказать им о том, что она видела Господа, а также передать им все сказанное ей. Свидетелем этого диалога и стал кусок льняной материи, оставшийся лежать в пещере после воскрешения Иисуса.
На протяжении нескольких столетий первого тысячелетия после смерти Христа (согласно большинству исследователей Нового Завета, датой смерти Иисуса приблизительно считается 7 апреля 30 года н.э.) было обнаружено несколько плащаниц, в которых был погребен Христос. Многие из них, конечно же, оказались фальшивыми, так как «пелена Христа» является одной из самых священных реликвий, которая таит в себебезмерные богатства и могущество.

Только одна из них могла оказаться настоящей — та, которую впоследствии стали называть Туринской плащаницей.
Сюда, например, можно отнести одежду Вероники, ранее называвшуюся эдесским изображением, или, после ее перевоза из Эдессы (в настоящее время этот турецкий город носит название Урфа) в Константинополь в 944 году — мандилионским изображением. Согласно описаниям ученых, она представляет собой кусок материи с изображением на нем лика Христа (но не всего его тела). Согласно некоторым имеющимся свидетельствам, кусок материи с мандилионским изображением, относящийся, по всей вероятности, по крайней мере к VI веку, имеет значительно меньшие размеры, чем Туринская плащаница. Тем не менее, многие синдонологи, или ученые, занимающиеся изучением найденных плащаниц, считают, что этот кусок материи представляет собой копию Туринской плащаницы, но только в свернутом виде.

Другие предполагаемые «святые пелены» были обнаружены в одном из монастырей неподалеку от Иерусалима и на небольшом островке близ Британских островов. По прошествии ряда лет стали появляться различные истории и легенды, в которых говорилось о том, что Святая Елена, мать Константина, нашла «святую пелену» в Иерусалиме. Святая Елена, как считалось, обнаружила в Константинополе целую коллекцию священных реликвий, среди которых был и крест, на котором казнили Иисуса Христа.
Среди сохранившихся записей никакого явного упоминания о Туринской плащанице не встречается вплоть до конца средних веков, существуют лишь сделанные значительно ранее иллюстрации, которые позволяют заключить, что плащаница существовала еще до начала средних веков. Наиболее явным и старейшим таким упоминанием о плащанице является византийский тремиссис. Эта монета с изображением бюста Христа была отлита в конце VII века, причем данное изображение имеет двадцать одно сходство с тем, что встречается на плащанице. Например, на монете видны странные линии, соединяющие зрачки глаз с бровями; дефект материи пересекает точно те же самые участки глаз. Особенности этой монеты могут быть лучше объяснены путем предельно точного перенесения на монетное изображение всех имевшихся дефектов, возникших во время ткацкого производства материи, использовавшейся в качестве модели для создания отливки. Столь большое количество совпадений позволяет предположить, что плащаница уже существовала, по крайней мере, в 690 году, когда отливалась эта монета, а на основании этого, в свою очередь, можно сделать предположение о том, что плащаница уже в византийские времена считалась священной материей, связанной с именем Христа.
Другим значительным событием, свидетельствующим в пользу существования плащаницы еще до ХШ века, является обнаружение в Венгрии священной рукописи с различными изображениями (в том числе и с изображением плащаницы); написана она была в период с 1192 по 1195 год, за шестьдесят пять — двести лет до появления сведений о туринской плащанице (ее «возраст» определялся приблизительно методом радиоуглеродного датирования). Изображение распятого Христа здесь имеет две замечательные особенности. На материале — странные геометрические фигурки (возможно, таким образом художник пытался воссоздать структуру ткани «в елочку») и специфические образные окружности, соответствующие тем, что выжжены на дошедшей до наших дней плащанице (их, по всей видимости, можно объяснить попыткой художника представить имеющиеся на материале дыры от огня). Туринская плащаница подвергалась воздействию огня дважды. Первый пожар случился еще до 1516 года, так как появление на изображении плащаницы отверстий датируется именно этим годом. Однако если венгерскую священную рукопись можно рассматривать как доказательство существования плащаницы, то пожар должен был случиться до 1192 года. Второй пожар был в 1532 году.
Продолжая изучать доказательства существования плащаницы еще до XIII века, ученые нашли в Константинополе ее описание, сделанное французским рыцарем, участником четвертого крестового похода Робертом де Клари во время разграбления города солдатами в 1204 году. Могло ли это быть описание Туринской плащаницы? Описываемая де Клари плащаница очень похожа на Туринскую. Может быть, он описывал эдесское или мандилионское изображение, которым и являлась Туринская плащаница? Однако такое предположение требовало дополнительных письменных и художественно-графических доказательств.
И такое доказательство было получено в 1980-х годах. Немецкий врач-синдонолог Вилли К. Мюллер первым нашел идентификацию этого изображения в длинном средневековом тексте. Позднее этот текст был подвергнут дополнительному анализу французским монахом исследователем братом Бруно Бонне-Эймаром. В тексте, содержащем большое количество красочных рисунков, художник изобразил ткань, подаренную императору Восточной Римской империи Роману I (Лакапину), который правил в первой половине Х века. Ткань оказалась такой длинной, что надевавший ее император должен был делать изящные складки на плече из одного ее конца, а другой постоянно поддерживать, чтобы он не касался пола. В середине этой чрезвычайно длинной материи было изображено лицо. Так как небольшой кусочек ткани с изображением Христа назывался «Святым Мандилионом», сразу же возникает вопрос: если этот кусочек ткани такой маленький, то почему же художник изобразил ее такой длинной?


В 1982 году итальянский ученый Джино Занинотто обнаружил в архивах Ватикана очень интересный документ. Это была проповедь, написанная архидиаконом Григорием. Он был свидетелем вручения плащаницы, или Мандилиона, Роману I, как оно описывается в рукописи, причем там говорилось не только об изображении лица, но и раны в боку, а может быть, и еще о каких-либо изображениях. Таким образом, благодаря оставленному художественному изображению и письменному доказательству у ученых появилась возможность установить связь между Мандилионом, плащаницей де Клари и Туринской плащаницей.
А теперь настало время заняться изучением исторических документов, связанных с существованием Туринской плащаницы. Одно из сохранившихся письменных свидетельств косвенно подразумевает, что приблизительно в 1354 году участвовавший в одном из военных походов рыцарь Жоффре де Шарни, построил в Лирее, Франция, церковь, куда была помещена материя с изображением замученного Христа.
В 1389 году это художественное творение было заклеймено позором епископом Пьером д’Арси, посчитавшим его совершеннейшей нелепостью, но семья де Шарни, очевидно, не согласилась с его точкой зрения, так как церковь тщательно охранялась ею вплоть до середины XV века. Во второй половине XV века Маргарет де Шарни отправила герцогу Людовику Савойскому плащаницу, чтобы он продолжал охранять и беречь ее. В течение длительного времени плащаница хранилась в семье герцога в часовне в городе Шамбери, Франция. Во время пожара в 1532 году огонь сильно повредил плащаницу, и лишь благодаря стараниям группы священников и некоторых гражданских лиц она впоследствии была полностью восстановлена. В IS43 году, когда герцоги Савойские стали правителями Сардинии и Северной Италии, они перевезли плащаницу в столицу своих новых владений — город Турин, где она и продолжает находиться вплоть до настоящего времени. До смерти короля Умберто II (он умер в 1983 году) плащаница была собственностью семьи Савойских, после чего в соответствии с волей умершего была передана в Ватикан.
Для многих людей плащаница являлась подлинной религиозной иконой. Изображение замученного человека, конечно же, ассоциировалось с крестными страданиями Христа, поэтому она стала усердно охраняться; она продолжает охраняться и в наши дни. Крайне редкое появление плащаницы перед взорами зрителей придает ей еще больше загадочности и таинственности.
Произошедшее в мае 1898 года событие привело к значительному увеличению общественного интереса к плащанице во всем мире. Именно тогда в соборе, где постоянно находилась плащаница, проходил ее недельный показ, и один фотограф-любитель по имени Секондо Пиа впервые получил разрешение сделать несколько фотографий плащаницы. Войдя в совершенно темное помещение (это было связано с тем, что фотографии делались на стеклянных пластинках), Секондо Пиа испытал благоговейный трепет. На сделанном им негативе темные участки выглядели светлыми, а светлые, наоборот, темными, так что практически неуловимое изображение плащаницы стало живым и ярким. То, что могло оставаться на ткани практически незаметным, очень хорошо просматривалось на негативах!
Фотоснимки Пиа послужили поводом для серьезного обсуждения. Были проведены всесторонние научные исследования, в ходе которых ученые пытались доказать подлинность плащаницы.
Исследования начались в 1900 году, после того как агностик Ив Делаже показал сделанные Пиа в 1898 году фотографии своему другу Полю Виньону. Вскоре к ним присоединились Рене Кольсон (профессор в области физики) и Арман Готье (профессор в области биологической медицины). До 1902 года выполняемая ими работа представляла собой просто лабораторную «симуляцию», так как им не удалось получить разрешение на проведение работ с настоящей плащаницей; на основании результатов этих исследований фактически также можно было доказать, что плащаница являлась подделкой, или, наоборот, получить доказательства ее подлинности. Исследователи пытались получить аналогичное изображение на схожем с оригиналом куске холста путем окрашивания и нанесения на ткань различных химических веществ, а также путем вдавливания материи с целью получения таких же фотонегативов на других тканях; они анализировали раны и оставшиеся от плети отметины на теле Христа и на полученном изображении, сравнивая их с повреждениями, которые в действительности могли бы быть нанесены во время казни и распятия на кресте; они изучали также пятна крови на ткани во время химических тестов. К легенде, связанной с существованием плащаницы, эти люди относились с большим скептицизмом, однако результаты исследований подтвердили, что они имеют дело с настоящим историческим предметом и что плащаница действительно является настоящей тканью, которая использовалась во время похорон.
21 апреля 1902 года Делаже представил сделанные Пиа фотографии и результаты проведенных научных исследований во Французскую академию наук, и уже 23 апреля там появился еще ряд документов, посвященных данному вопросу. В том же году появилась и первая публикация Поля Виньона «Плащаница Христа» (сначала на французском, а затем и на английском языке). На основании собственного тщательного изучения и анализа сделанных Пиа фотоснимков Виньон высказал предположение о том, что между изображением и тканью, на которую оно нанесено, имеется некая связь — то есть это изображение представляет собой закодированную в плащанице трехмерную информацию.
После этого, в начале 1930 года, выдающийся французский хирург Пьер Барбе провел ряд опытов над умершими, на основании которых предположил, что ключом к раскрытию тайны плащаницы мог стать один момент, на который обращали внимание многие: почему на сделанном на ткани изображении на руках отсутствовали оба больших пальца? Экспериментируя, Барбе вбил гвоздь в запястье ампутированной руки и обнаружил, что при этом большой палец начинает двигаться внутрь, то есть к центру ладони, так как вбиваемый гвоздь приводит к разрыву запястного сухожилия. Открытие Барбе значительно повысило интерес к священной реликвии. Сделанные к тому времени профессионалом Джузеппе Энри новые фотографии плащаницы (при этом использовались новые более совершенные технологии и оборудование, чем во времена Пиа) подтвердили результаты работы Пиа и снабдили Барбе мощным инструментом в его медицинских исследованиях.
В 1973 и 1978 годах руководитель Цюрихской полицейской лаборатории (в Швейцарии) доктор Макс Фрей взял на анализ пыль, покрывавшую плащаницу. На основании изучения пыли ему удалось идентифицировать пятьдесят восемь видов растений, сорок четыре из которых растут в Палестине. Семь из них произрастали только в пустынных солончаках и не могли встретиться на территории Франции и Италии, где, как известно, находилась плащаница. В результате Фрей сделал вывод о том, что плащаница когда-то находилась в Палестине.
Тесты, проведенные на образцах, полученных в 1978 году американцем Свиссом и группой итальянских ученых, свидетельствуют о том, что по крайней мере с 95 процентной вероятностью существовал не раскрытый пока что способ получения изображения на ткани. Многие ученые склонны были связать его с телом, которое когда-то было завернуто в эту материю. Только на основании исследования, проведенного американским специалистом в области микроскопии доктором Уолтером С. Маккроном из Чикагского исследовательского института, удалось найти убедительные доказательства того, что изображение на плащанице могло быть просто воспроизведено художником. Однако перевес других собранных научных доказательств делает этот вывод достаточно спорным.
В 1977 году для изучения механизма нанесения изображения на плащаницу был создан специальный исследовательский проект STURP. Участвовавшим в его осуществлении американским ученым в 1978 году удалось установить, что изображение просматривается лишь на самой верхней части нитей (для этого они использовали микроскоп с диапазоном увеличения 6,3х — б4х). Также они показали, что темные и светлые участки изображения не связаны с наличием темных или светлых волокон нитей, как можно было бы ожидать при окрашивании; все нити на изображении были одинакового светло-желтого цвета. В местах, где этих волокон было больше, изображение казалось более темным. Это позволило предположить, что изображение на плащанице является трехмерным; после его изучения на анализаторе изображения VP-8 данный факт удалось объяснить и подтвердить правильность предположения Виньона, сделанного им еще в 1902 году.
Вскоре после того, как участники проекта STURP вернулись из Турина, двое из них протестировали красный материал в окровавленных участках с помощью тринадцати различных химических веществ и выявили, что на материи имеются настоящие пятна крови и что, возможно, перед нанесением изображения они уже были на ткани, так как под этими пятнами отсутствуют какие-либо следы изображения.
В то же время группа итальянских ученых, возглавляемая судебным патологоанатомом доктором Пьерлуиджи Байма Боллоне, на основании проведенных независимых тестов сделала еще более далеко идущие выводы: им не только удалось показать, что на плащанице была человеческая кровь, но они также доказали, что это была кровь группы АВ!
После открытия в 1949 году метода радиоуглеродного датирования исследователи неоднократно обращались к ученым с просьбой провести такой анализ для точной идентификации изображения на плащанице. Однако на протяжении многих лет эти обращения отвергались, так как для проведения исследований необходимо было отрезать от плащаницы достаточно большой кусок. Тем не менее со временем методика проведения данного исследования была значительно усовершенствована, так что теперь для его выполнения понадобились бы лишь небольшие кусочки материи, размер которых не превышал размеров почтовой марки.
Наконец, в 1988 году для определения «возраста» материи были проведены тесты, в основе которых лежал подсчет С14 изотопов. Если бы результаты этих тестов свидетельствовали о том, что она существовала еще при жизни Иисуса Христа или даже до этого, то она могла бы действительно считаться «Священной плащаницей»; если бы ученые доказали, что существование материи началось значительно позже, то вряд ли ее можно было бы считать «Священной плащаницей». Исследователи отрезали от уголка материи один небольшой кусочек и отправили его вместе с несколькими контрольными образцами (чей «возраст» был точно известен), относящимися к началу II века и к концу средних веков, в научные лаборатории США, Англии и Швейцарии. Методом ускоряющей масс-спектрометрии ученым удалось измерить остаточную радиоактивность изотопов углерода в нитях льна, из которых была выткана материя. Точность полученных результатов составляет примерно 95 процентов, а их результаты могут быть уточнены в течение ближайших двухсот лет или даже раньше. На основании проведенных исследований ученые заключили, что начало существования изученного ими образца ткани, а следовательно — и плащаницы, относится к середине XIV столетия.
Метод радиоуглеродного датирования признан достаточно надежным для определения «возраста» предметов. Тем не менее в некоторых случаях определенный таким образом «возраст» не соответствовал ожидаемому. Поэтому археологам хорошо известно, что в этом случае результаты метода радиоуглеродного датирования обязательно должны оцениваться также с учетом всех других имеющихся данных. Туринская плащаница, возможно, как раз и является одним из таких случаев. Всякий раз, когда ученые начинают анализировать результаты, полученные методом радиоуглеродного датирования, они сталкиваются с тремя возможными источниками ошибок; к ним относятся: предварительная химическая обработка, используемое оборудование и недостатки исследуемого образца.
После исследований плащаницы, проведенных в 1988 году, ученые во всем мире принялись тщательно изучать полученные результаты. Им не удалось объяснить ошибочные результаты тестирования ни предварительной химической обработкой образца, ни неточностью оборудования, поэтому они согласились признать лишь наличие некоторых статистических неточностей во время проведения исследования. А это означало, что если результаты анализа оказались ошибочными, то проблема может быть связана с самим исследуемым образцом.
Недавно было установлено еще два очень важных факта.
Первое: российским ученым в одной из московских лабораторий удалось показать, что пожар 1532 года мог привнести серьезную ошибку в результаты исследований (возможно, изменив их на 500 лет), так как в структуру тканевых волокон в это время внедрилось дополнительное количество углерода.
И второе: один американский исследователь обнаружил наличие на ткани «био-пластикового покрытия», возникающего в результате совместной жизнедеятельности на ней грибков и бактерий. Фактически это покрытие распределено по всей поверхности ткани, начиная от угла, отрезанного от нее для проведения радиоуглеродного тестирования. Эксперименты показали, что во время предварительной обработки образцов, которая проводится для их последующего изучения в лабораторных условиях, ученым могло не удаться удалить такое сильное загрязнение. Более того, в 1973 году один из образцов ткани исследовал бельгийский эксперт, занимающийся изучением текстиля, Жильбер Райес (впоследствии он был назван в его честь «уголком Райеса»). Очевидно, углы плащаницы стали постепенно снашиваться, так что уже в средние века потребовался ее ремонт; именно этим объясняется появление «заплат» с изнаночной стороны всех углов плащаницы, которые фактически перекрывали даже часть изображения. В роли этих заплат выступал голландский подкладочный материал, подшитый к плащанице весной 1534 года. Поэтому можно было также предположить, что на взятый для изучения образец ткани могло быть оказано некоторое воздействие во время восстановления плащаницы в 1534 году, в результате чего содержание изотопов С14 могло измениться за счет добавления новых нитей. В последнем случае связь между исследуемым образцом ткани и плащаницей не могла быть точно установлена до тех пор, пока не были получены аналогичные результаты для еще хотя бы одного образца, взятого из другого места плащаницы.
Все эти версии означали бы введение дополнительного количества углерода в исследуемый материал, что серьезно искажало получаемые результаты, делая плащаницу значительно «моложе», чем она была на самом деле. По окончании изучения специалисты, вероятнее всего, придут к выводу, что истина состоит в сочетании нескольких описанных выше предположений.
Несмотря на продолжение исследований у ученых еще остается ряд невыясненных вопросов, связанных с плащаницей. Очевидно, на ней изображен распятый человек, однако до сих пор неясно, связано ли оно с какой-либо реальной личностью или является просто вымыслом художника. Имеющиеся на сегодня доказательства позволяют с большей вероятностью предположить, что на плащанице изображен портрет реального человека, но научные доказательства этой версии пока что отсутствуют. Если же это всего лишь вымысел художника, то возникают вопросы: кто и почему создал это изображение? И как мог средневековый художник создать негативное изображение еще до открытия фотографии?
Почему большинство врачей и судебных патологоанатомов во всем мире, занимающихся изучением плащаницы, поражаются точности воспроизведения положения тела, полученных ран, нюансов, связанных с распятием на кресте; кроме того, специалисты удивляются анатомической точности сделанного изображения, которая неизвестна даже медицине. А может быть, верно предположение о том, что художник„сотворивший в XIV веке этот шедевр, перед началом работы над плащаницей своими руками замучил на кресте не одну несчастную жертву.
На некоторые из этих вопросов, возможно, никогда не будет найдено ответа, что не позволяет признать Туринскую плащаницу лишь удачной подделкой и благодаря чему люди продолжают почитать ее как подлинную священную реликвию.

Местонахождение в настоящее время: собор Святого Иоанна Крестителя (Королевская часовня, где хранится плащаница), Турин, Италия.
 
Харвей Рахлин. Релиувии веков.
 
Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex Ruspace

Comments are closed.

.