Книга кельтов.
Дата: приблизительно 780 — 830 годы.
Краткая характеристика: одна из величайших иллюстрированных рукописей среди всех известных человечеству, которая была создана приблизительно в период с 780 по 830 год:
Как выглядит: книга содержит 340 листов (680 страниц), выпущенных в четырех томах.
Размер страниц составляет приблизительно 34 см на 24 см.
Для всего человечества оказался большим счастьем тот факт, что один мародер в начале XI века, найдя не представлявшую для него никакой ценности рукопись на пергаменте, изобиловавшую сложными рисунками, похитил закрывавшую ее золотую крышку, но саму рукопись оставил в целости и сохранности. Именно благодаря этому поступку ее удалось спасти и донести до будущих поколений; с помощью этой рукописи мы можем узнать много нового о жизни и деятельности средневековых ремесленников, создавших это бесценное сокровище.

«Книга кельтов» является шедевром среди всех известных иллюстрированных рукописей того времени — данный термин применяется по отношению к текстам, украшенным узорными буквами и цветными картинками. Действительно, раньше ее даже иногда называли «самая прекрасная книга в мире».
Иллюстрированные рукописи стали появляться главным образом в средние века после распространения других форм письменности, в этом случае для создания текста использовались самые разные материалы — дощечки из камня, глины, дерева, бамбуковые полоски, папирус, кожа и пергамент. Создание книг началось еще раньше — за несколько тысячелетий до этого и было особенно широко распространено в Древнем Египте, Шумере и Вавилоне; на протяжении столетий оно стало развиваться и в других культурах, главным образом в Римской империи, которая начала свое существование приблизительно в 27 году до н. э. и продолжала развиваться вплоть до 400 года н. э.
На различных материалах люди изображали все, начиная от судебных кодексов и религиозных законов и кончая различными философскими рассуждениями и мифами; в первом тысячелетии до рождения Иисуса Христа греки и римляне достигли особенно больших успехов в литературном деле. Именно в то время было написано несколько эпических поэм, в том числе и «Илиада» Гомера (IX — VIII века до н. э.) и «Энеида» римского поэта Виргилия (70 — 19 годы до н. э.). Тексты с цветными картинками существовали уже до первого века нашей эры — например, «Папирусная книга мертвых» (Британский музей, Лондон), относящаяся приблизительно к 1250 году до н. э., — однако серьезное создание рукописей с тщательным написанием букв и большим количеством иллюстраций, выполненных в мельчайших подробностях, началось лишь в средние века, то есть примерно с 500 года, и продолжалось примерно до 1450 года.
В отличие от предшествующих эпох, когда процветали библиотеки, а обучение считалось крайне почетным и важным делом, в начале средних веков — это время теперь принято называть средневековьем — началась эпоха выживания, в которую сохранялись лишь те книги, которые пользовались наибольшей популярностью. Европа подверглась варварскому нашествию, в результате которого была уничтожена Римская империя, захвачено большое количество земель, стерты с лица земли многие библиотеки, разрушены торговля и промышленность, искоренены все социальные институты. В конце концов в Западной Европе возникла феодальная система; фермеры, отдавшие свои земли для защиты дворянам, усиленно трудились по много часов. В большинстве своем они были неграмотными — не умели ни читать, ни писать. Со временем начала возвышаться и укреплять свою власть церковь, которая занялась сбором налогов и утверждением своего политического влияния. Церковь стала также и центром знания, хотя просвещенными и знающими людьми в ней были главным образом прелаты; тем не менее она являлась эпицентром высокой культуры.

Монахи в монастырях усердно переписывали старинные латинские и греческие тексты и создавали к ним иллюстрации. В Европе в средние века было создано много таких иллюстрированных рукописей — для церкви или для богатой аристократии, причем их традиционно разделяли на категории в зависимости от места создания (например, кельтская, византийская, англосаксонская или голландская); каждая категория характеризовалась своим особым художественным стилем и иллюстрациями. «Книга кельтов» с ее утонченным орнаментом является одним из шедевров кельтского искусства, созданным в ирландских монастырях.

Иллюстрированное издание «Четырех Евангелий», «Книга кельтов» написана красивым рукописным шрифтом; в ней содержится также большое количество художественных образов, мастерски сделанных портретов и другие цветные иллюстрации. Латинский текст «Евангелий» написан от руки прописными буквами. Абзацы начинаются с уникальных декоративных заглавных букв разнообразной формы, имеющих, например, вид различных существ, растений или геометрических фигур и выделяющихся на фоне остального текста. Переплетенные узоры различных предметов позволяют интерпретировать их различным образом — это могут быть символы, обозначающие жизнь и смерть, бессмертие, легкость и таинственность окружающего нас мира.
Текст рукописи оживляют художественные изображения различных событий из жизни Иисуса Христа. Независимо от того, изображена ли сцена рождения Иисуса или его ареста перед распятием, все рисунки передают теплоту или горе, связанные с происходящим событием.
Страницы книги украшают многочисленные рисунки экзотических животных, в том числе кошек, птиц, мышей, рыб, ящериц, скорпионов и лошадей, причем нередко изображающие их сцены полны иронии. В художественном оформлении книги монахи продемонстрировали широкую гамму эмоций — от легкого юмора до фанатической религиозной преданности, от огромного жизнелюбия до понимания природы — и экстраординарные представления, бытовавшие в средневековой культуре и цивилизации.
Происхождение «Книги кельтов» покрыто тайной. Кто были те писари и живописцы, и сколько их было? Где был создан этот величайший шедевр мировой культуры? Сколько времени ушло на его создание? У ученых имеются лишь догадки, однако не существует никаких окончательных ответов на эти вопросы.

По-другому книга называется «Евангелием Колумкилля», или празднованием «Четырех Евангелий».

Анонимная «Книга кельтов», по мнению большинства специалистов, была создана монахами, работавшими на острове Йона, расположенном среди Гебридских островов у северо-западного побережья Шотландии. Именно здесь в начале 560 года был основан монастырь Святой Колумбы (Колумкилля). Возможно, где-то в конце VIII века — почти через два века после смерти Колумба в 597 году — несколько монахов стали усердно трудиться над созданием иллюстрированной рукописи, которая в дальнейшем должна была быть использована для религиозных целей. Анализ стиля написания книги и сделанных в ней рисунков свидетельствует о том, что над созданием этого величайшего художественного произведения действительно трудились несколько человек.

Если книга была закончена к концу VIII века, то лишь по счастливой случайности ее удалось сохранить во время варварских и жестоких набегов чужеземных захватчиков. В 795 году викинги совершили ряд набегов на остров в поисках добычи. Еще раз они напали на остров в 802 году, спустя четыре года, а затем — еще через двадцать лет. Во время этих набегов они не только забирали с собой различные реликвии, но и разрушали то, что было на острове, а также убивали монахов. К 880 году почти все монашеские реликвии были вывезены с острова в Ирландию.

«Большое Евангелие от Колумкилля» было перевезено в одно из селений кельтов, располагавшееся в центральной части на востоке Ирландии. Там оно хранилось в соборе, а почитатели святыни совершали в это селение паломничества, чтобы увидеть реликвию и поклониться ей. Ее известность и слава распространились по всей стране, и, конечно же, она стала объектом покушения грабителей. Так, в 1007 году один грабитель украл из собора рукопись вместе с ларцом, в котором она находилась. Он снял с ларца золотую крышку, украшенную различными драгоценными камнями (ее так никогда больше и не удалось обнаружить нигде), а лежавшую внутри книгу просто выбросил за ненадобностью. Многие листы из нее были обнаружены через одиннадцать недель уже сильно испачканными в земле; (это открытие было зарегистрировано в <Летописи Ольстера». До 1650 года рукопись хранилась в Келлах, а затем была перевезена оттуда в Дублин. (Политическая ситуация в то время была крайне нестабильной, так как в Англии шла гражданская война, а к власти пришли пуритане во главе с Оливером Кромвелем.) После 1661 года рукопись в целях безопасности была перевезена в Тринити-колледж, здесь неприятности случились с ней лишь однажды — и то это произошло скорее по неосторожности, а не в результате умышленных действий. В 1821 году переплетчик обрезал рукопись в различных местах, при этом пострадали также и иллюстрации. В 1953 году «Книга кельтов» была разделена на отдельные Евангелия, которые образовали четыре отдельных тома.
Золотой век иллюстрированных рукописей продолжался с момента изобретения печати в середине 1400 года в течение ста лет, после чего пришел в упадок. По прошествии нескольких веков в Европе в различных бедствиях и конфликтах (таких как крестовые походы, эпидемия чумы, Столетняя война, войны Алой и Белой розы, наполеоновские войны и другие) было утеряно множество прекрасных художественных экспонатов. Однако, в связи с тем, что во время этих бедствий опустошению в значительной мере подвергались также и все близлежащие страны, «Книга кельтов» хранилась в полном уединении в самых отдаленных уголках келий; очень может быть, что этими комнатами как раз и были те помещения, в которых она создавалась).
Страницы этой замечательной книги демонстрируют прекрасные художественные способности и талант средневековых монахов, которые не только сделали великолепные иллюстрации к рукописи, но и создали поистине шедевр, ценность которого не уменьшилась на протяжении стольких веков; благодаря счастливой судьбе и тщательной заботе людей эта книга сможет удивить своей красотой еще многие и многие поколения.
Местонахождение в настоящее время: библиотека Тринити-колледжа, Дублин, Ирландия.
Харвей Рахлин. Реликвии веков.
Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex Ruspace